ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ.
Небольшое улучшение демографической ситуации в России [1] в последние годы, ни привело пока к кардинальному улучшению в данной области, вследствие чего положение продолжает оставаться крайне тяжелым.
Эйфория у федеральных и региональных чиновников, обрадовавшихся «подъему рождаемости», ничем не оправдана. Это всего лишь статистический артефакт, связанный с очередной демографической волной — с краткосрочным ростом чисел родившихся в начале 1980-х гг.[2]
Кроме того, увеличение численности населения страны обеспечивается за счет постоянного притока мигрантов.
На фоне сокращения численности собственного населения Россия в новом столетии рискует оказаться перед лицом необратимых изменений его этнического состава в связи с массированной нелегальной миграцией, в частности, китайцев на Дальний Восток, а также трудовой миграцией населения преимущественно мусульманского вероисповедания из центральноазиатских и закавказских государств.[3]
По абсолютному объему иммиграции наша страна занимает второе место в мире среди стран — крупных миграционных реципиентов. По приему иммигрантов нас опережает только США — государство с давними традициями иммиграции и лучшей в мире системой ассимиляции мигрантов. Масштабы миграционного движения в России настораживают своей стихийностью: за период 1992—2005 гг. только в поле зрения официальной российской статистики попали 7,2 млн. иммигрантов. Даже, если согласиться со спорным допущением, будто большинство приехавших (около 2/3) — этнически русские, то, так или иначе, получается, что по официальным (далеко не полным) данным с начала девяностых к нам въехало почти 2,5 млн. людей с иной культурой и ментальностью. В то же время, по оценкам ряда экспертов, численность незаконных иммигрантов, пребывающих на территории Российской Федерации, доходит до 15 млн. чел. Иными словами, численность нелегальных иммигрантов составляет 10,5% от населения страны.[4]
После распада СССР наблюдается тенденция так называемой «ползучей» нелегальной миграции в Россию в особенности, это касается китайцев, которые мирно «оккупируют» территорию российского Дальнего Востока, «натурализуясь» посредством браков с представителями коренного населения. По данным ФМС МВД России, численность китайских иммигрантов в Дальневосточном федеральном округе достигла более 130 тыс. человек. Существует угроза, что в скором времени их численность будет превышать численность проживающих там российских граждан.[5]
Низкая плотность населения на российском Дальнем Востоке увеличивает опасность развязывание Китаем военного конфликта малой интенсивности.[6] На Севере Китая проживает около 150 млн. чел., в то время как весь Дальний Восток России населяет около 7 млн. чел. При этом плотность населения с российской стороны границы составляет 1,1 чел./кв.км., а в приграничных районах Китая — 125 чел./кв.км. [7]
Не меньшую опасность представляет бесконтрольная иммиграция в Россию граждан центральноазиатских и закавказских государств. Приходится констатировать, что устойчивая тенденция сокращения доли русских и славянских народов на фоне возрастающего количества представителей народов Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии увеличивает конфликтный потенциал многих регионов России. В частности, миграционные процессы оказывают неблагоприятное воздействие на социальное согласие в Центральном, Дальневосточном и Южном федеральном округах РФ, сосредоточивших у себя основную массу вынужденных мигрантов.[8]
В связи с ускоренным вымиранием населения серьезную озабоченность вызывают многочисленные территориальные претензии, предъявляемые сегодня к России со стороны различных стран, поскольку при сохранении существующих демографических тенденций Россия уже в первой четверти XXI в. «окажется неспособной контролировать свои обширные территории».[9]
Сохранение природных ресурсов в Азиатской части страны, их использование нынешними поколениями, а также теми, которые будут жить через 50—100 и более лет, требует поддержания определенного уровня заселенности или освоенности этих территорий. В то же время демографический потенциал центральной части страны существенно подорван и не имеет необходимых переселенческих ресурсов.[10]
Хорошо известны территориальные претензии Китая на российские территории, которые относятся к южным регионам Дальнего Востока и представляют наиболее перспективные сельскохозяйственные районы с богатейшими природными ресурсами.
Второй регион демографического давления на Россию находится за пределами её южных границ. Там формируется мощное сообщество исламских государств. В его состав могут быть втянуты и бывшие союзные республики СССР, где численность населения к середине столетия, по прогнозам ООН, достигнет одного миллиарда, причем численность населения в Иране, Пакистане и Турции превысит число жителей России. Концентрация многомиллионных армий безработных в этих странах может существенно изменить геополитическую ситуацию, вызвать мощную миграционную экспансию, на которую Россия должна будет реагировать в соответствии с международными нормами.[11]
В ближайшем будущем России придется столкнуться с серьезными военно-стратегическими проблемами.
Одним из стратегических рисков России является кризис призывной системы вследствие низкой рождаемости. Возможности государства в этом отношении по демографическим причинам будут сокращаться подобно шагреневой коже. В том же направлении действует и сложившаяся в нашей стране система отсрочек от призыва, которую военные чиновники старательно выдают за основную причину трудностей с комплектованием ВС. Однако корень зла вовсе не в отсрочках, а в демографической ситуации в стране.[12]
При сохранении нынешних демографических тенденций призывные контингенты сократятся примерно вдвое по сравнению с уровнем 2005–2006 гг., и, по экстраполяционному прогнозу, в РФ ожидается их дальнейшее непрерывное и очень сильное сокращение.
Демографический кризис влияет на характер военной реформы, вынуждая вооруженные силы сокращать свою численность и переходить на контрактный принцип комплектования. По состоянию на 2009 год потенциальный мобилизационный резерв Российской Федерации составил 31 млн. человек (для сравнения: в США — 56 млн. чел., в Китае — 208 млн. человек). В 2010 году организованный мобилизационный резерв составлял 20 млн. человек. По наиболее вероятному сценарию численность 18-летних (текущий мобилизационный резерв) к 2050 году сократится в 4 раза и составит 328 тыс. чел.[13]
Экстраполяционный прогноз показывает, что «с 50 %-ной вероятностью уже к середине века потенциальных новобранцев станет меньше, чем их было в 1961–1964 гг., когда в призывной возраст вступили малочисленные мальчики, родившиеся в разгар войны, и на 60 % меньше, чем их было в 2003 г. Но и на этом сокращение призывных контингентов не остановится, к 2100 г. молодых мужчин в возрасте 18–19 лет в РФ будет всего 681 тысяча – меньше 1/3 от их числа в 2000 г.»[14]
Выход из этой ситуации заключается как можно в быстром переходе армии на контрактную основу, что в настоящее время делается уже на протяжении нескольких лет.
К сожалению, в последние годы проблема здорового пополнения армии и флота также приобретает в России первостепенное государственное значение. В то же время Минобороны и Генштаб ВС РФ серьезно озабочены социально-психологическими и медицинскими характеристиками. Приходится констатировать, что алкоголизм, наркомания и половая распущенность сделали значительную часть молодых людей, по существу, совершенно непригодными к военной службе.[15]
Имеющиеся демографические прогнозы позволяют говорить о «периоде полураспада» нации (то есть двукратного сокращения численности населения страны) в 60–80 лет. Все это свидетельствует не только о катастрофическом состоянии демографической ситуации в России, но и о вымирании государствообразующего этноса – русских. Уменьшение доли русских в населении Российской Федерации приобретает характер постоянно действующей тенденции. Более того, этот процесс будет в ближайшее время прогрессировать.[16]
Очевидно, что существующая демографическая динамика не сулит российскому обществу ничего хорошего. Как показывают последние прогнозы, численность российского населения в ближайшие десятилетия может сократиться до критического уровня.
Драматическую перспективу обещают и все четыре варианта прогноза, разработанного специалистами ООН (World Population Prospect: The Revision 2004, далее WPP-2004). По мнению авторов WPP-2004, к 2025 г. количественный потенциал российского населения способен сократиться до следующих значений:
по верхнему (чрезвычайно оптимистическому) варианту — до 136, 6 млн. чел;
по среднему варианту — до 129,2 млн. чел;
по нижнему (наиболее вероятному) варианту — до 121,7 млн. чел
по варианту с постоянной рождаемостью — до 125,6 млн. чел.[17]
Депопуляция будет сохраняться неопределенно долго. В ближайшие десятилетия нас ждет радикальное, невиданное прежде в истории снижение численности населения нашей страны.[18]
Даже по наиболее благоприятному прогнозу (вариант демографической политики) численность 18-летних мужчин к середине столетия сократится по сравнению с сегодняшним днем практически в три раза (с 1 306 тыс. человек до 466 тысяч). По наиболее вероятному варианту это сокращение будет четырехкратным, а по нижнему варианту — пятикратным. Таковы связанные с призывными контингентами последствия депопуляции, наступившей в 1992 г., поскольку к этому моменту оказался исчерпанным потенциал демографического роста, который стал уменьшаться со второй половины 1960 гг., когда ниже 1,0 опустился нетто-коэффициент — наиболее точный измеритель воспроизводства населения, что и знаменовало переход к суженному воспроизводству населения.[19]
С подобной ситуацией сталкиваются или столкнутся в ближайшее время все развитые страны, где рождаемость столь же низка, как и в нашей стране. Именно депопуляционная составляющая во многом предопределила отказ от призыва (или ту или иную его модификацию) во многих европейских странах и в США, а также переход (полный или частичный) к контрактному принципу формирования ВС. Аналогичным путём пытается идти и Россия. Время, когда государство могло из огромного числа отбирать призывников, отбраковывая «негодных», ушло навсегда. Демографический ресурс стал дефицитным. Его «цена» фантастически возросла, просто в силу того, что за него «борются» многочисленные «покупатели», ищущие кадры для своих организаций. И ВС — это лишь один из многих претендентов. Та форма контрактной службы, которая существует в настоящее время в нашей стране, является дополнительной к срочной службе по призыву и не заменяет её. За счет привлечения мужчин старших возрастов можно лишь как-то компенсировать дефицит призывных контингентов.[20]
Непреднамеренным результатом сокращения российских вооруженных сил является усиление тенденций внутренней миграции. Высказываются предположения, что это сокращение может, в свою очередь, привести к снижению численности населения в периферийных областях России до уровня, несовместимого с возможностью ее естественного поддержания. Увеличивается вероятность того, что с сокращением вооруженных сил все большая часть населения из приграничных районов пожелает перебраться в Европейскую часть России. Это, в свою очередь, увеличивает необходимость в более многочисленном военном контингенте для защиты приграничных зон и других малонаселенных регионов и в тоже время делает эту задачу во много раз сложнее.
В заключении можно сказать, что демографический кризис в Российской Федерации создает ряд существенных угроз ее оборонной безопасности, эта тенденция со временем будет все больше усиливаться. Руководство страны будет сталкиваться не только с проблемой комплектования вооруженных сил страны, а с еще более серьезными военно-стратегическими проблемами связанными как с внешнеполитической ситуацией в сопредельных странах вызванных внутренними демографическими процессами, так и с внутренними проблемами в самой России, связанными с сокращением численности населения, особенно в периферийных районах, с изменением этнического состава в ряде регионов нашей Родины и как следствие росту межэтнической напряженности.
___________________________________________________________________________________________________
(См.: http://paul-krasnodar.livejournal.com/1248.html)
[1]
По предварительной оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2012г. составила 143,0 млн. человек и за прошедший год увеличилась на 188,9 тыс. человек, или на 0,1% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 48,3 тыс. человек, или на 0,03%).
Естественная убыль населения в 2011г. уменьшилась по сравнению с 2010г. на 110,2 тыс. человек. Миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 144%.
http://www.gks.ru/bgd/free/b12_00/IssWW … 01/7-0.htm
[2]
«Демографические исследования», №3, 01.02.2010
http://www.demographia.ru/
[3]
См.: Крылова И. А. Демографический кризис в современной России и его возможные негативные социальные последствия //Философия и общество. Выпуск № 3(51). 2008 г.
[4]
См.: Анализ демографической ситуации: тенденции и последствия. 13.03.2006г.
http://www.demographia.ru/
[5]
См.: Крылова И. А. Демографический кризис…
[6]
Тем не менее, наличие российского ядерного потенциала, скорее всего, не позволит Китаю серьезно рассматривать возможность начала военной компании в целях завоевания крупных регионов российской территории, основываясь на демографических показателях.
См.: Грэм П. Херд, Г. Саргсян. Споры о российской демографической безопасности: существующие тенденции и грядущие пути развития//Инедкс безопасности, 2007, т. 13, № 3(83), с. 81-99.
[7]
См.: Анализ демографической ситуации: тенденции и последствия. 13.03.2006г.
http://www.demographia.ru/
[8]
См.: Дмитриев, А. В. Миграция: конфликтное измерение. – М.: Альфа-М, 2006.
[9]
Маринов, М. Б. Сближение России и Китая: ответ на вызов глобализации // Философия и будущее цивилизации: (тезисы докладов и выступлений VI Российского философского конгресса (24–28 мая 2005 г.). – М.: Современные тетради, 2005. – Т. 3. – С. 291.
[10]
См.: Анализ демографической ситуации: тенденции и последствия. 13.03.2006г.
http://www.demographia.ru/
[11]
См.: Анализ демографической ситуации: тенденции и последствия. 13.03.2006г.
http://www.demographia.ru/
[12]
Медков В. Демография и Вооруженные Силы. «Демографические исследования», №3, 01.02.2010
http://www.demographia.ru/
[13]
См.: Демографический кризис в Российской Федерации. http://ru.wikipedia.org/
[14]
Андреев Е., Вишневский, А. Г. Можно ли предсказывать на 100 лет вперед? // Пора перемен. – М., 2005. – С. 90.
[15]
См.: Харабет, К. В. Армия и наркотики. – М., 2000.
[16]
См.: Крылова И. А. Демографический кризис…
[17]
См.: Анализ демографической ситуации: тенденции и последствия. 13.03.2006г.
http://www.demographia.ru/
На 2012 г. численность населения Российской Федерации составляла 143 200 000 чел.
[18]
См.: Предположительная численность населения РФ до 2016 г. М., 2000; Население России 2002. Десятый ежегодный демографический доклад. М., 2004; Ермаков С.П., Захарова О.Д.Демографическое развитие России в первой половине XXI века. М., 2000; World Population Prospects: The 2004 Revision. Highlights. New York: United Nations. ESA/P/WP.193. 24 February 2005
[19]
Медков В. Демография и Вооруженные Силы.
«Демографические исследования», №3, 01.02.2010
http://www.demographia.ru/
[20]
Медков В. Демография и Вооруженные Силы…