Навигация




Проблема технологических аварий

Самостоятельной проблемой общепланетарного масштаба является проблема бедствий техногенного характера, не имеющих к природным катастрофам никакого отношения.
История таких бедствий насчитывает много веков. Еще деревянную Москву со дня основания без конца преследовали пожары. Сгорел в свое время и деревянный Чикаго. В 1912 г. мир облетела сенсационная весть о гибели «Титаника».
Столкнувшись в открытом океане с айсбергом, он навеки увлек в морскую пучину тысячи человек. Фотографическим символом катастроф долгое время оставался снимок дирижабля «Гинденбург», взорвавшегося в 1937 г. возле причальной вышки города Лейкхерста (США) сразу после прибытия из Европы. Людям старшего поколения памятна также страшная гибель черноморского линейного корабля «Новороссийск» в 1955 г., когда погибло более 600 моряков.
«Цепная реакция» катастроф последних десятилетий не прекращается: взрыв на химическом заводе в Бхопале (Индия) — 5000 жертв, Чернобыль, гибель американского космического корабля «Челленджер», трагическое затопление нашей новейшей подводной лодки «Комсомолец», прорыв продуктовода близ Уфы, гибель более 400 паломников, направлявшихся поклониться священному камню Кааба, затонувший с пассажирами паром «Эстония».
Практически на каждом потенциально опасном производстве на Западе существует так называемая «защита от дураков», т. е. технологический процесс контролируется системой автоматики, которая сама «охраняет» производство от сбоев, ошибочных решений и т. д. Сегодня оплошность одного человека, неверный расчет конструкции инженерами, ошибка оператора, программиста грозят обернуться очередной «катастрофой века».
Свою страшную лепту в «покойную статистику» вносят автомобильный, морской и железнодорожный транспорт. В России в последние годы произошло немало аварий с взрывоопасными грузами, в частности с жидким хлором. Происходит очередное ЧП, создается правительственная комиссия, ищут виновных. А ведь можно вопрос поставить и иначе: а надо ли вообще перевозить этот жидкий хлор? Может быть неверно размещен завод или допущена ошибка при расчете мощности потребления вещества? В беспристрастном анализе многих бед технологического характера кроме следственных работников могут принять участие и другие эксперты, в частности географы.
Одной из самых опасных профессий в мире остается профессия шахтера. Несмотря на все меры безопасности, количество ежегодно гибнущих в шахтах рабочих велико, особенно в КНР, Польше, на Украине, в России, Индии, ЮАР. Речь идет прежде всего об угольных шахтах с повышенной метанообильностью, что всегда чревато взрывами газа. Практически каждая трагедия на шахте — это прямое следствие грубого нарушения техники безопасности при подземных выработках.
В науке давно существует математически обоснованная теория катастроф, предлагающая такое описание любой системы (завода, шахты, самолета и т. д.), по которому можно совершенно определенно увидеть, при каких параметрах наступает неустойчивое состояние и система близка к аварии. Эти параметры — прочность несущих конструкций, герметичность задвижек и т. п. Имея постоянные показания датчиков, теоретически можно предотвращать большинство надвигающихся несчастий.
Есть основания утверждать, что глобальной проблеме технологических аварий в мире уделяется недостаточно внимания. В нынешнем сложном техническом мире производственные аварии могут погубить тысячи людей ( 47). Объединение усилий ученых и производственников различных стран может оказаться весьма полезным в «смягчении» этой глобальной проблемы.

Реклама:


Меню

Оглавление