Выражение «трайбализм» происходит от англ. tribe — племя. В современной литературе и политической жизни с ним чаще всего связывают межплеменные распри, крайне враждебное отношение одной этнической группы к другой, этношовинистическую политику.
География современного трайбализма широка — от Латинской Америки до островов Океании. Однако наибольшее распространение это явление получило в Африке, к югу от Сахары, где все еще сохраняются архаичные институты и организации, связанные с родоплеменным строем. Но дело не только в этом. Население Черной Африки — это калейдоскоп этносов, довольно грубо потревоженных эпохой колониализма. В рамках колониальных границ оказались народы разной этнической принадлежности, разных языков, отличные по уровню социальноэкономического и культурного развития.
Однако было бы неверно во всем винить одно прошлое и колониализм в частности. Ведь трайбализм в иных странах обострился уже после обретения ими политической независимости. При этом трудно сказать, какие конкретно факторы послужили «динамитом» для крупных вспышек насилия. В одних случаях — это узурпация власти в руках верхушки какоголибо одного племени или союза племен. В других — результат борьбы за пресную воду, земельные угодья, пастбища. В третьих — стремление «отделиться», получить суверенитет. При этом социальноэкономический прогресс, способный через развитие товарноденежных отношений сломать племенные «перегородки», все еще мало заметен. В первую очередь, это касается крестьян, которые до сих пор ведут полунатуральное примитивное хозяйство. Их поголовная неграмотность, невежество, оторванность от центров культурной жизни — питательная почва для сохранения трайбализма.
К югу от Сахары практически нет страны, где трайбализм так или иначе не проявлял бы себя. Так, в Бурунди 85% пятимиллионного населения составляют племена хуту. Сложилось так, что исторически власть была сосредоточена в руках значительно меньшего по численности племени тутси. Недовольство хуту этим обстоятельством вылилось в 1972 г. в кровавое побоище с многотысячными жертвами с обеих сторон. По аналогичному сценарию развивались события и в 1994 г., с той лишь разницей, что жертв было намного больше. Много лет на межплеменной основе «полыхает пожар» в Чаде, где сложилось противостояние между жителями севера (кочевниками — людьми арабского происхождения) и юга (земледельцами, в чьих жилах течет негритянская кровь). В жертвенном костре нашли свой печальный конец многие тысячи жителей этой страны. Далее можно говорить о Нигерии, Эфиопии, Мали, БуркинаФасо, Мавритании и многих других странах, где взаимная ненависть и агрессивность этнических групп периодически приводит к трагическим развязкам.
Ведущие ученые и политические деятели мира в качестве главного «рецепта» преодоления трайбализма предлагают ускорение общего развития стран «третьего мира» во всех сферах — от социальной и экономической до духовной. Ясно, что такой «рецепт» столь же прост, сколь и трудно осуществим.
Трайбализм — старая болезнь Африки