Навигация




Дисперсность месторождений

Проблема истощения земных недр усугубляется крайней неравномерностью распределения месторождений, что не способствует стабильности мирохозяйственных связей. Фактически ни одна страна на планете не располагает запасами всех нужных видов минерального сырья и не может обойтись без его импорта. Так, США полностью обеспечивают свои потребности лишь по 22 видам минерального сырья (не считая строительнокаменных материалов), в то время как по многим видам стратегического сырья (уран, кобальт, стронций, тантал, кадмий, вольфрам, хром, марганец и т. д.) хронически зависят от импорта (табл. 15). В целом США импортируют 15—20% (в стоимостном выражении) необходимого им минерального сырья, Западная Европа — 70—80%, Япония — 90—95%. Даже Китай, мало кому уступающий по ассортименту своих минеральных ресурсов, в больших количествах импортирует хромиты.
Особый разговор о России и странах СНГ. Как известно, в СССР была самая высокая степень обеспеченности минеральными ресурсами среди всех больших государств, что давало ему неоспоримые стратегические преимущества. Однако распад страны привел к тому, что обеспеченность России и особенно остальных государств резко снизилась. Новая ситуация может быть наглядно проиллюстрирована на примере марганца, все три эксплуатируемые месторождения которого оказались на Украине (Никопольское), в Грузии (Чиатурское) и Казахстане (Джездинское).
Вместе с тем, высокая обеспеченность минеральным сырьем в бывшем СССР традиционно «фетишизировалась» в ущерб общей эффективности экономики. Не секрет, что добыча многих видов сырья обходилась и все еще обходится дороже, чем покупка их на мировом рынке. В литературе долго замалчивался вопрос об астрономических капиталовложениях в освоение углеводородного сырья в экстремальных условиях Сибири и приполярного Севера. В условиях военного противостояния великих держав «ресурсная автаркия» была стратегической линией Советского Союза. Сегодня после явного «потепления» международных отношений вопрос о целесообразности разработки отдельных месторождений в экстремальных условиях следует рассматривать с экономической точки зрения.
Впрочем, уровень самообеспечения минеральными ресурсами определялся политическими и военностратегическими соображениями не только в СССР, но и в других ведущих странах мира. Достаточно сказать, что еще в начале 90х годов военный сектор потреблял 11,1% всей производимой в мире меди, 8,1% свинца, 6,3% алюминия и никеля, 6% цинка и серебра. Разумеется, в основных военных державах эти показатели намного выше.
Для каждой страны важное значение имеет фактор комплектности своих минеральных ресурсов. Например, для организации черной металлургии в отдельно взятой стране желательно располагать не только ресурсами железной руды, но и марганца, хромитов, коксующегося угля. А если они еще и расположены сравнительно недалеко друг от друга, то это большая удача.
Нет ни одной страны в мире, которая не обладала бы теми или иными минеральными ресурсами. В том случае, если их мало, а некоторых нет вообще, государство не обречено на бедность. Ведь национальное богатство любой страны можно измерять не только совокупностью ее материальных ценностей и запасами природных богатств, но и людьми, их опытом и трудолюбием, степенью использования их энергии, знаний и мастерства.
Например, Япония, добившаяся выдающихся успехов в экономике, имеет весьма ограниченные минеральные ресурсы. Она обладает лишь запасами серы и пиритов, в то время как ей сильно не хватает нефти, природного газа, железной руды, руд редких металлов, фосфоритов, калийных солей и т. д. В противоположность Японии можно привести примеры многих государств, обладающих богатейшими ресурсами минерального сырья, но не достигших больших успехов в социальноэкономическом развитии.
Дисперсный характер размещения минеральных богатств в земной коре способствует, с одной стороны, развитию процесса международного разделения труда и международных экономических связей, с другой — порождает определенные (а в условиях сырьевого кризиса — огромные) трудности у стран, обделенных минеральными ресурсами.

Реклама:


Меню

Оглавление